«Информационная деятельность библиотек по профилактике асоциальных явлений»

(методические рекомендации)

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. В современной литературе под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, закаливание, отсутствие пагубных привычек, положительное восприятие жизни. Особую актуальность эти факторы приобретают в подростковой и молодёжной среде - потенциально наиболее активной части нашего общества. От того, насколько здорова молодёжь, зависит и наше будущее.

В последние годы наблюдается отчётливый рост распространения в среде данной категории граждан асоциальных явлений: табакокурения, алкоголизма (в том числе, и пивного), наркомании.

Как никогда, сегодня наше общество нуждается в работе по спасению детей и юношества от пагубного влияния вредных привычек. Найти выход из создавшейся ситуации пытаются правоохранительные органы, медицинские, образовательные, общественные и другие организации. К сожалению, практически вся система мероприятий по борьбе с асоциальными явлениями направлена на лиц с ярко выраженными признаками алкоголизма и наркомании. Гораздо важнее профилактическая воспитательная работа. Болезнь легче предупредить, чем лечить. При этом профилактика необходима не только социальная, но и информационная. Многих бед молодые люди могут избежать, если у них будет сформирована стойкая психологическая установка на здоровый, а не саморазрушающий образ жизни.

Задача дать предостерегающую информацию и уберечь от беды молодое поколение ложится на плечи семьи, школы, учреждений культуры. Не страх наказания способен удержать молодёжь от влияния пагубных привычек, а терпеливое и убедительное объяснение последствий злоупотребления для собственного здоровья.

В этой связи заметно возросла востребованность библиотек как центров пропаганды здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений - алкоголизма, курения, наркомании. Лечить зависимость от вредных привычек библиотека не умеет, но зато имеет хорошую информационную базу, большой опыт массовой и индивидуальной работы по проведению профилактических, предупреждающих, образовательных мероприятий. Весь этот багаж знаний необходимо использовать в полной мере. Работа по профилактике асоциальных явлений требует деликатности, специальных знаний и профессиональных навыков. Кто и как должен информировать молодёжь о смертельной опасности, чтобы не оттолкнуть их нудными наставлениями? Какие методы библиотечной работы использовать, чтобы это было эффективно?

Цель данной консультации - определить роль библиотек в пропаганде ЗОЖ, познакомить с опытом профилактической работы, актуальными формами и методами этой деятельности.

Система библиотечной работы в помощь преодолению и профилактике асоциальных явлений традиционно базируется на литературе, в которой убедительно излагается их пагубность. Сегодня формировать осознанное неприятие порочных пристрастий помогают и материалы Интернет.

Как информационный центр, библиотека предлагает новые книги и периодические издания по теме, выпускает печатную продукцию, распространяет различные информационные материалы: информационные списки, листки, книжные закладки, буклеты и т.п. В этой работе библиотеки должны тесно сотрудничать с учреждениями, организациями, заинтересованными в положительном результате данной деятельности: школы, СВА, ФАПы, Советы ветеранов труда, комиссии по делам семьи и женщин и т.д. Предлагаемые темы информационных буклетов, листовок: «Курение - угроза здоровью», «Наркомания - бич цивилизации», «Алкоголь и алкоголизм», «Азбука твоего здоровья», «Великая сила спорта» и т.д. Библиотеками возможно издание информационных и рекомендательных списков литературы по таким темам, как: «Имя беды - наркотик», «Осторожно - сигарета!», «Мир опасных пристрастий», «Что нужно знать о проблемах ваших детей», «Помогите Вашему ребёнку сказать «НЕТ!», Такие наглядные формы информации помогают читателям вооружиться знанием о сущности асоциальных явлений, о формах их воздействия, способах и профилактике их распространения в подростковой и молодёжной среде.

Занимаясь профилактической работой библиотеки должны систематически проводить экспресс-опросы, анкетирование и другие виды социологических исследований. Это позволит чутко улавливать изменения в современной молодёжной среде, изучать проблему со всех сторон. На основе таких исследований библиотека может разработать специальную целевую программу, общей концепцией которой будет создание в молодёжной среде ситуации, препятствующей распространению асоциальных явлений, формирование установки на здоровый образ жизни. Здесь следует отметить, что библиотечные программы, рассчитанные на продолжительное время - от года до пяти лет - способствуют положительному результату, привлечению молодёжи и подростков в библиотеку, их длительному общению и формированию молодёжных групп, созданию клубов по интересам. Тем самым обеспечивается занятость ребят и признание ими библиотеки как социально значимого института. Название программы выбирается в зависимости от обозначенной библиотекарем тематической направленности профилактической, просветительской деятельности. Например, библиотечную программу по пропаганде ЗОЖ можно назвать так:

- «Контакт», «В будущее - с надеждой», «ЗОЖ - путь для всех», «Быть здоровым - это стильно», «Оградить от беды», «За полноценную жизнь», «Быть молодым - значит быть здоровым» и т.д.

Выбор форм и методов профилактической работы в первую очередь зависит от степени участия библиотеки, от уровня координации, которого удаётся достигнуть с организациями и учреждениями, ведущими работу с молодёжью и которым не безразлично будущее нашего общества.

Организация полноценного досуга - одно из направлений деятельности библиотек по формированию здорового образа жизни. Вовлечение подростков и молодёжь в клубы и кружки по интересам оберегает их от попадания в группы социального риска. Клубы по интересам дают возможность реализовать потребность каждого человека в общении и развитии. Несут радость познания, удовольствия общения, расширения кругозора.

Эффективной формой работы с подростковой и молодёжной аудиторией стали ток-шоу. С участием учащихся школы, педагогами, молодёжью села возможно проведение ток-шоу на темы:

- «Молодое поколение выбирает здоровье», «Умей сказать «НЕТ», «Счастье - быть здоровым», «Вычисли формулу здоровья» и т.д.

Также популярны в информационно-профилактической работе диалоговые формы мероприятий. Например, час компетентного мнения, беседа-диалог, беседа-диспут, спор-беседа, обзор-размышление, час-размышление и т.п. Предлагаемые названия для мероприятий таких форм: «Уж сколько их упало в эту бездну» (о знаменитых людях, которые погибли из-за пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам), «Диагноз горя - наркотики», «Барьер наркозависимости: страх и надежда», «Пивной алкоголизм - ворота к пьянству», «Доза маленькая - беда большая», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья» и др.

К Международному Дню борьбы с наркоманией, который отмечается 26 июня, к Дню без табака (31 мая) в библиотеке следует оформить книжные выставки, провести тематические обзоры литературы, уроки-обсуждения, устные журналы, выставки-предупреждения и так далее по темам: «Есть выбор: жизнь без табака» (…без наркотиков), «Свободное падение», «Добровольное падение», «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Помни о будущем!», «Выбери себе жизнь», «Губительная сигарета», «Если курит человек, то коротким будет век», «Молодое поколение на игле - будущее страны во мгле», «Спасибо - НЕТ!», «Косая жизнь: разговор начистоту», «Дым, уносящий здоровье», «Коварство зеленого змия» (алкоголь), «Коварство голубого змия» (табачный дым), «Курить или жить». Можно оформить выставку-диалог «Совершенно не секретно», «Запрет не решает проблемы», «Сто вопросов самому себе», выставку-вопрос «Наркотик… стоит ли ему доверять?», «Личное дело?», «Станешь ли ты долгожителем?», «Задумайся, что ждёт тебя впереди» и т.п.

Рекомендуем провести такие массовые мероприятия, как:

  • - шоу-урок «Наркотик - ОFF»;
  • - шок-урок «Вредными привычками прославиться нельзя», «Темнота тоже распространяется со скоростью света»;
  • - час любопытных фактов «Погасите сигарету»;
  • - урок здоровья «Здоровье сгубишь - новое не купишь», «Остановись, подумай!»;
  • - диалоговая площадка «Ориентир - здоровый образ жизни», «Будущее принадлежит трезвым нациям»;
  • - конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»;
  • - урок нравственности (или час откровенного разговора) «Проблемы молодых с токи зрения молодых»; «ЗОЖ: мода на здоровье», «ЗОЖ: норма жизни» и другие.

Библиотечный опыт показывает, что многие библиотеки уделяют пристальное внимание работе по профилактике асоциальных явлений и широко используют в этой работе различные тренинги, ролевые игры. Также, нельзя упускать из виду просветительскую работу с родителями, т.к. результаты социологических исследований говорят о том, что многие причины обращения подростков и молодёжи к пагубным пристрастиям кроются в семейных проблемах. И кто, как не сами родители лучше всех смогут помочь своему оступившемуся ребёнку. Особое внимание родителей следует обратить на причины, повлекшие употребление алкоголя, курение, наркотики, которые сложно и тесно связаны с семейно-психологическими, социальными факторами, формирующими личность человека. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспективы и идеалов - всё это толкает молодёжь к вредным привычкам. И библиотечным работникам, и родителям следует помнить, что подростки в силу психологических особенностей лучше воспринимают наглядные формы информации - плакаты, фильмы, телепередачи.

Кроме того, следует иметь в виду, что пассивные формы работы: лекции, беседы, выставки и т.д., должны непременно переходить в активные, с вовлечением молодёжи и подростков в обсуждение информации, её оценку. В современных условиях это проведение вечеров вопросов и ответов, диспутов с активным участием аудитории, с использованием аудиовизуальных и электронных носителей информации. В любое, проводимое библиотекой мероприятие, возможно включение презентации по теме мероприятия. Конечная цель таких мероприятий - вовлечение подростка и молодого человека в мыслительный процесс, осознание им необходимости сформировать собственное мнение. Библиотеки как самые доступные учреждения культуры должны стараться вселить в молодого читателя уверенность, что личность с богатой внутренней жизнью, духовно зрелая, заполнит свой мир литературой, спортом, т.е. смыслом, а не призрачным, одурманенным существованием.

Библиотечные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, антинаркотической направленности – одна из важных составляющих профилактической работы. Но разовыми акциями остроту проблемы не снять. Знания, полученные из книг и уст библиотекарей, сами по себе барьером не станут. Барьер возникает, если молодые люди овладеют способами осуществлять свою потребность в признании взрослых и друзей, в общении, в новых ощущениях и переживаниях. Если они будут интересны окружающим, смогут получать удовольствие от книг, музыки, спорта, здорового образа жизни, тогда молодёжи не придётся искать искусственных радостей в курении, алкоголизме, наркомании.

Самое важное в воспитательной работе библиотек – духовно пробудить ребёнка, подростка, воспитать личность, перед которой будут бессильны все соблазны и искушения современных пороков.

Подготовила методист ЦБС А.Н.Чикишева