5 февраля В РДК с.Железинка состоялась отчётная встреча Акима района с жителями села. К этому мероприятию детская библиотека подготовила выездную книжную выставку «Оқитын бала - ХХІ ғасырдың қүндылығы» «Читающий ребёнок – ценность ХХІ века», на которой были представлены новинки детской литературы, по всем основным отраслям знаний.

12 марта В рамках литературного клуба «Бұлақ» проведено мероприятие для учащихся 5-6 классов «Меірімді ертегілер», посвящённое 75 –летию со дня рождения детского писателя Кадыр Мырза Али. «Меірімді ертегілер» Наурыз айының 12 жұлдызында біздің аудандық балалар кітапханасы Железин ОСШ № 3 мектебінде қазақ балалар ақын – жазушысы Қадір Мырза Әлидің 75 жылдығына арналған « Мейірімді ертегілер атты тақырыпта ( әдеби-театр өткіздік. ) Шарада жазушының өміржолы мен шығармашылығымен таныстырып жүргізген аудандық балалар кітапханашысы Ашкенова Г.А.

Шараның негізгі бөлімін ашқан « Бұлақ» клубындағы топ оқырмандары: Данияр Шыңғыс, Жексенов Алмаз, Рахимова Әлия, Муслимов Қуандық т.б. Ақынның өндеген ертегілері « Менің бірінші кітапшаларым» топтамасынан» мысалы: «Айлакер түлкі», « Түйе неге түкіреді», «Бәсеке – бәйге», « Біреуге ор қазба», Қотыр торғай» ертегілерін балаларға әңгімелеп берді. Әр –бір ертегі айтылған соң, жүргізуші шара өту барысында Қадыр Мырза - Әлидің « Алмас жерде қалмас» . – Алматы : 2006 ж «АPNА –в» баспасында басылып шыққан афоризмдер кітабынан үзінділер оқыды. Мысалы: - Өтірік ауызға сыйғанмен , Ақылға сыймайды. -Өмір дегенің – шындық пен өтіріктің, әділет пен қиянаттың қосындысы. Өтірік айтпа – бетің дуылдайды Өсек тыңдама – құлағын шуылдайды – деген с.с. Шараның негізгі мақсаты балаларды рухани- мәдениеттілікке тәрбиелеу, оларды ертегілердегі кейіпкерлерінің жағымсыз қылықтырдан аулақ болуды үйрету жағын көрсете білу, мысалы өтірік пен шындықты өмірдегі ақ пен қараны айыра білу болып табылады. Шара соңында « Түлкі мен қырғауыл ертегісінен» мини – сахнаны клуб мүшелері : Айсакова Сара, Мұратбек Балдырған, Данияр Нариман. Шараға қатысқандар 5-6 сынып оқушылары, кл жетекшілері Мукашева Ж.О. Шайкова И.М. Біз осы шараға белсенді қатысқан «Бұлақ» клубының оқырмандарына және шараны дайындап көмек көрсеткен қазақ тілі пәні ұстазы Даулетова К.Т. басқа ұйымдастырған кл. Жетекшілеріне , оқу меңгерушісі Алдыбаева Н.Л., Манабаева С.С. ға алғысымызды білдіріп,келесі шараларға белсенді қатысып ісіміз алға басып жемісті бола берсін демекпін.

ОБК кітапханашысы Ашкенова Г.А. 20 марта К юбилею Победы на страницах газеты «Рордные просторы» были опубликованы условия литературного конкурса – викторины «Дети и война», посвящённого творчеству известных советских писателей, уделивших особое внимание художественной прозе о детях на войне. По результатам конкурса победителем признана Киселёва Наталья учащаяся 7 «а» класса Железинской ОСШ №2. /ссылка, см. фото/

ДОРОГИЕ РЕБЯТА, УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЮНЫЕ ЛЮБИТЕЛИ КНИГИ! Мы рады снова приветствовать вас на страницах газеты «Родные просторы»! Приближается Великий праздник – юбилей Победы. С особой гордостью и благодарностью вспоминаем мы всех тех, кто воевал, кто отдал жизнь за наше счастливое будущее. Свой вклад в летопись Победы внесли и дети. Тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие - в подполье и партизанских отрядах. Какими же они были, твои ровесники из сороковых годов? Что пережили, о чём мечтали? О них, выстоявших в этой неравной схватке со злейшим врагом, написаны сотни книг. В фондах библиотек района достаточно книг по этой теме, но сегодня мы предлагаем обратиться к творчеству известных советских писателей, уделивших особое внимание художественной прозе о детях на войне . Всвязи с этим Железинская детская библиотека в канун юбилея Победы проводит литературный конкурс-викторину «ДЕТИ И ВОЙНА» по произведениям детской литературы о Великой Отечественной войне. В вопросник включены отрывки произведений, вам же необходимо назвать автора книги и указать название произведения. Ждём ваших ответов до 25 апреля 2010 года. Лучших знатоков художественной прозы о детях на войне ждут призы. Итоги конкурса будут подведены накануне праздника Победы и опубликованы на страницах газеты. Ответы отправляйте по адресу: с.Железинка, ул.Ленина,23; Детская библиотека.

Викторина «ДЕТИ И ВОЙНА».

* «... Я- сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштаниках! Мы их там полторы сотни побили...»

* «... Я, помню, спросил у Маринки, что бы она стала делать, если бы в комнату вдруг вошёл немец. Я бы его стулом, - сказала она. А если стул сломается? Тогда я его зонтиком. А если зонтик сломается – я его лампой. А если лампа разобъётся – я его галошей... Она перечислила, кажется, все вещи, какие попались ей на глаза. Это была увлекательная словесная игра, в которой немцу уделялась очень скромная и пассивная роль мишени. Было это в августе или сентябре 1941 года. Потом обстоятельства нас разлучили, и следующая наша встреча с Маринкой произошла уже в январе нового, 1942 года...»

* «…Шёл литературный вечер в Доме Красной Армии, в Москве. Из-за стола я вглядывался в ряды слушателей затихших в торжественном старомодном зале… - Смотри, - сказал я своему другу, сидевшему за столом рядом со мной.- Смотри во второй ряд, какой там воин. И мы начали пристально глядеть на мальчика, дивясь его присутствию здесь, его мирному облику в воинском одеянии, всей его маленькой, необычайно жизненной фигуре. Минут десять спустя мне передали из рядов аккуратно сложенную записочку: «Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей. Дважды представлен к правительственной награде, привёл десять «языков»..» * «… Однажды около полустанка, где стоял разбитый покинутый состав и только что побывали немцы, на зелёном-зелёном сыром лугу, на нескошенной траве увидели лежащую молодую женщину. Руку положила под голову, другую прижала к простреленной груди,- была как спящая, опущены ресницы, ветерок шевелит каштановые волосы, только с уголка побледневшего рта – струечка крови. Около женщины ползает черноглазая девочка, лет двух, в платьице горошком, тормошит её и всё повторяет: «Мама спит, мама спит…» Мы подошли. Девочка прижалась к матери, ладошками сжала её щёки и глядит на нас, как испуганный галчонок».

* «…Ты уже повоевал: и в партизанах, и в разведке. Человек ты заслуженный. Теперь тебе что нужно: отдыхать, учиться! Ты знаешь, из тебя какой офицер получится?..» - уговаривает старший лейтенант мальчика. « Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало»,- убеждённо возражает он. «- Это верно, но ведь ты ещё маленький! - Маленький?.. А ты в лагере смерти был?- вдруг спрашивает он; глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью, крохотная верхняя губа подёргивается.- Что ты меня агитируешь, что?!- вскрикивает он взволнованно.- Ты… ты ничего не знаешь, и не лезь!.. Напрасные хлопоты»

* «…Он стоял перед капитаном – курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика... Обут он был не по погоде: в серые парусиновые туфли, протёртые на носках, и всё время переминался с ноги на ногу, пока капитан читал препроводительную записку, принесённую из штаба участка связным краснофлотцем, приведшим мальчика. «…был задержан на рассвете у переднего края постом наблюдения… по его показаниям – в течение двух недель собирал сведения о немецких частях в районе совхоза «Новый путь».., направляется к вам, как могущий дать ценные данные батарее..» -

* «Отец и мать служили в одном полку, поэтому своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии… ... Мальчику было известно расположение полка до отступления, вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там ещё целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждение.… Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешёл в его владение…»

* «- Познакомьтесь, гвардии красноармеец Синицкий, Михаил Николаевич,- миномётчик и снайпер. Сын нашего полка… Садись, Михаил, за стол, гостем будешь. Мальчик сел и без особого повода, подняв меховой обшлаг рукава, взглянул на золотые часы-секундомер, словно он куда-то торопится. Сын полка! С кем ни пришлось мне тогда говорить в полку гвардейской части, которой командовал майор Куракин, все произносили имя Михаила Синицкого любовно, без шутливого снисхождения, с которым обычно взрослые говорят между собой о подростках, волею случая попавших в их среду. И все охотно рассказывали разные случаи из жизни…»

* «… Этот чуть выше человеческого роста обелиск за какие-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный…, то зелёный, под цвет солдатского обмундирования… Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику. Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь чёрная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны… Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И…»

* «… Витя потерял Борьку, когда они оказались на улице среди возов и людей. Но Вите было не до Борьки. Гул и грохот стрельбы тут внизу, были гораздо страшнее, и люди кричали ещё больше. Витя примчался домой в самый раз. С опухшими от слёз глазами, мать едва взглянула на него и закричала: - Где же ты был, дядя Костя уже приехал. Бери скорее эту кошёлку. Скорее, надо уезжать. Немцы идут. - Мама, сказал он,- я их видел. Мама, не бойся, это карлики…»

* «… - Отдай писарю, пусть документы оформит.- Капитан кивнул на Альку.- Аллегорий. Рядовой, необученный. Ординарец прочитал, возмущённо засопел, кажется, даже хотел записку скомкать и бросить. Лицо его вдруг стало заострённым и гневным. - Такого Швейку в нашу геройскую разведроту? – Он даже всхлипнул.- На что он? Через него же насквозь глядеть можно. Ни один комвзвода его не возьмёт. - К сержанту Елескину,- приказал капитан…- Степан парень кроткий. На учителя чуть не выучился. Практика ему будет педагогическая… … Когда Алька пришёл в роту, писарь Тургенев, бравый и сытый захохотал, широко открыв рот с крупными зубами. Он тыкал в Альку зачерниленным пальцем и сипел: - Маскарад! Старшина, гляньте – прислали нам Жюльетту, в Швейку переодету…»

* «- Человек на площади!- пронеслось по всему командному пункту. ... На этот раз ракета фашистов ярко осветила человека на площади, и стало видно, что это женщина, которая ничком лежит на земле, закрыв собой ребёнка... Так может сделать только мать. ...Полковник Кубанов обратился к солдатам: Кто выползет на площадь и попытается спасти женщину и ребёнка?.. Докладывала Елена Крылова: Ваше приказание выполнено. Мы доползли к женщине, но помощи ей не оказали: обнаружили, что женщина убита... А ребёнок? – спрсил Кубанов. Вот! Елена Крылова распахнула маскировочный халат, и в наступившей тишине стало слышно, как плачет ребёнок...»

* «…Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец». Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром…Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!..»

Дорогие друзья!

Вот и завершился литературный конкурс-викторина «Дети и война», условия которого были опубликованы на страницах газеты «Родные просторы». Он был посвящён творчеству известных советских писателей, уделивших особое внимание художественной прозе о детях на войне. Напомню, в вопросник были включены отрывки из 13 произведений, необходимо было назвать автора книги и указать название произведения. Самой начитаной оказалась учащаяся 7 «а» класса Железинской ОСШ №2 Киселёва Наталья, сумевшая ответить на все вопросы викторины, и по решению жюри стала абсолютным победителем, с чем её и поздравляем! Так же библиотека благодарит всех, кто откликнулся и принял участие в викторине, но, к сожалению, не смог ответить правильно на все её вопросы. В будущем надеемся на более внимательное отношение к книге. Читайте и выигрывайте! Следите за новыми конкурсами и викторинами! Призы получат: Киселёва Наталья – учащаяся 7 «а» класса Железинской ОСШ №2; Шарипова Маххабат- учащаяся 8 класса Прииртышской ОСШ; Аюпова Алмагуль – учащаяся 8 класса Башмачинской ОСШ; Моцный Максим – учащийся 6 класса Новомирской ОСШ; Кузнецова Анна – учащаяся 9 класса Лесной ОСШ; Мусин Камалиден – учащийся 8 класса Весёлорощинской ОСШ; Байсанов Алмаз – учащийся 8 класса Весёлорощинской ОСШ; Гундарь Василий – учащийся 10 класса Вессёлорощинской ОСШ; Левченко Ксения – учащаяся 5 класса Михайловской ОСШ.

Ст .библиотекарь Железинской детской библиотеки: Н.Чехова

9 мая Библиотека - участница районного фестиваля военной книги «И память книга оживит», на котором был представлен литературный реквием «Зоя» – поэма мужества и славы. /Инсценировка отрывка из поэмы Маргариты Алигер «Зоя»/ По итогам фестиваля библиотеке вручён диплом 2 степени и денежная премия в номинации « За лучшую театрализацию художественного произведения». /ссылка, см.фото/ «ЗОЯ» - поэма мужества и славы»: литературный реквием. /инсценировка отрывка из поэмы Маргариты Алигер «Зоя»/ Звучит фрагмент 7-й симфонии Шостаковича /Голос за кадром/: В первых числах декабря 1941 года в селе Петрищеве близ города Вереи за связь с партизанами немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку, назвавшую себя Татьяной. Она оказалась московской школьницей Зоей Космодемьянской. Это страшное злодеяние до глубины души взволновало московскую поэтессу Маргариту Алигер. И уже через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти была написана поэма «Зоя», в которой автор поведала всему миру о зверствах фашизма и непоколебимой воле русского солдата… /

Музыка. Гендель/

Ведущий:

Узел размышлений, развяжись!.. Я Америк вовсе не открою, Коль напомню вам, что имя Зоя В переводе означает – «жизнь». … Защищать, идя родную власть В страшную годину испытаний, Ты в отряде партизанском Не случайно, видно, Таней назвалась. Петь, смеяться, плакать и любить Как и Жанне д' Арк, тебе хотелось… А враги убить решили Смелость. Но ее, как жизнь, нельзя убить! Взяв на плечи хрупкие свои Трудные недевичьи заботы, Ненависть к врагу до эшафота Гордо ты несла через бои. Вот уже разверзлась смерти пасть А ведь у тебя вся жизнь вначале… Только разве перед палачами На колени ты могла упасть?!

/ Включается шумовой эффект (на фоне вьюги: лай собак, немецкая речь, женский плач), на фоне него чтец читает стихотворение, на первых двух четверостишиях полицаи сгоняют толпу, на последнем – немцы ведут Зою/

Чтец: Белый иней стынет на омёте, Вьюга все дороги замела. Девушка стоит на эшафоте, Как огонь бессмертия, светла.

Стража у подножья эшафота. Чёрствый лязг железа. Женский плач. Началась заплечная работа. С мученицей рядом встал палач.

А она, избитая, босая, От безмерных мук жива едва, Выпрямилась, гордая, бросая В будущее смелые слова… /Музыка. «Романс» Свиридов/ / на фоне приглушённой музыки Свиридова Зоя читает отрывок из поэмы/ ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ: Как морозно! Как светла дорога, Утренняя, как твоя судьба. Поскорей бы! Нет, еще немного. Нет, еще не скоро… От порога … По тропинке… До того столба… Надо ведь дойти ещё дотуда, Этот длинный путь еще прожить… Может ведь еще случиться чудо? Где-то я читала… Может быть! Жить.… Потом не жить… Что это значит? Видеть день… Потом не видеть дня… Это как? Зачем старуха плачет? Кто ее обидел? Жаль меня? Не будет Ни земли, ни боли… слово «жить»… Будет свет, и снег, и эти люди, Будет все, как есть, не может быть! Если мимо виселицы прямо Все идти к востоку – там Москва. Если очень громко крикнуть: «Мама!» Люди смотрят. Есть еще слова… Граждане, не стойте, не смотрите! (Я живая, - голос мой звучит.) Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит! Родина! Слова звучат, как будто Это вовсе не в последний раз Всех не перевешать, много нас! Миллионы нас! / музыка усиливается, «Романс» Свиридова звучит до конца/

ЧТЕЦ:

(Жги меня, страдание чужое, стань родною мукою моей. Мне хотелось написать о Зое так, чтоб задохнуться вместе с ней. Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать, чтобы стала каменной и злою русская прославленная мать, Чтоб она не просто погрустила, уронив слезинку на ладонь. Ненависть – не слово, это – сила, бьющий безошибочно огонь. Чтобы эта девочка чужая стала дочкой тысяч матерей. Помните о Зое, провожая в путь к победе собственных детей.

Мне хотелось написать про Зою, будто бы про родину свою. Вся в цветах, обрызганных росою, в ярких бликах утренних лучей… мне хотелось написать про Зою так, чтоб задохнуться вместе с ней. Но когда в петле ты задыхалась, я веревку с горла сорвала. Может, я затем жива осталась чтобы ты в стихах не умерла.) / На последнем четверостишии звучит Скрябин /

Ведущий: / на фоне слайдов/

Навсегда сохрани фотографию Зои. Я, наверно, вовеки ее позабыть не смогу. Это девичье тело, не мертвое и не живое. Это Зоя из мрамора тихо лежит на снегу… Вечной силы и слабости неповторимо единство. Ты совсем холодна, а меня прожигает тоска. Не ворвалось в тебя, не вскипело в тебе материнство, теплый ротик ребенка не тронул сухого соска. Ты лежишь на снегу. О, как много за нас отдала ты, чтобы гордо откинуться чистым, прекрасным лицом! За доспехи героя, за тяжелые ржавые латы, за святое блаженство быть храбрым бойцом. Стань же нашей любимицей, символом правды и силы, чтоб была наша верность, как гибель твоя, высока. Мимо твоей, занесенной снегами могилы – на запад, на запад! – идут, присягая, войска… /музыка. Римский-Корсаков.марш/

/В конце мероприятия звучит напутствие молодому поколению, письма-листовки разлетаются по залу/

Составитель: Н.Чехова Апрель 2010