....истинные поэты всех народов, всех веков были

глубокими мыслителями, были философами

и, так сказать, венцом просвещения.

Д.В. Веневитинов

Членами оргкомитета в рамках 7-ой республиканской акции «Одна страна -одна книга» к всеобщему прочтению предложен сборник стихов «Откровение» Фаризы Унгарсыновой.

Каждый поэт — мир. Но есть мир, в котором нового для себя не откроешь. Есть и другой, в котором живет первозданная красота и могущество поэзии.

Известная казахская поэтесса Фариза Унгарсынова родилась 25 декабря 1939 года в ауле Манаш Новобогатинского района Гурьевской области. Это крайний запад Казахстана. Кругом пески, ни родника, ни ручья, только немногие колодцы.

Ребенком Фариза мечтала о большой воде, о расцвете пустынного края. Мать Фаризы неграмотная казашка — любила народные сказания, старинные казахские песни. Дети долгими зимними вечерами читали книги, учили стихи наизусть. Именно матери Фариза обязана, что классическая казахская поэзия стала природным строительным материалом для ее стихов. Окончила филологический факультет Гурьевского государственного педагогического института. Была собкором республиканской молодежной газеты по Мангышлаку — Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Её ранние стихи посвящены Мангышлаку, преображению пустынных земель Западного Казахстна, о людям, чья смелость и отвага не уступают их сердечности. Фариза Унгарсынова — лауреат Государственной премии Казахской ССР имени Абая. Работала главным редактором республиканского журнала «Пионер», в течении нескольких лет была депутатом Мажилиса Республики Казахстан.

Фариза Унгарсынова известна далеко за пределами нашей страны. Казахстанская поэтесса прославилась не только своим выдающимся творчеством, но активной жизненной позицией. Ее стихотворения читают все поколения казахстанцев. Так начиналась биография поэзии Фаризы Унгарсыновой — поэтессы, властно вошедшей в современную казахскую литературу.

Сборник стихов Ф. Унгарсыновой «Откровение» — как бы очередной отчет любимой всеми поэтессы перед читателем.

«Откровение» — безусловно, яркое явление нашей поэзии: древний народ Алпамыса и Исатая, слово Махамбета, Ахан-серэ и Абая продолжают свою полнокровную жизнь.

Ф.Унгарсынова «привела» в поэзию образ той Женщины, чей груз социальной и гражданственной ответственности с каждым днем становится все тяжелей, весомой на фоне общечеловеческих истин. Потому колыбельная песня, например, становится равносильной высочайшему воззванию к добру. Это она — мыслитель, философ, творец.

В стихах Фаризы читатель увидит двух героев, идущих параллельно: лирическое «Я» и лирическое «Она». Первое, совершенствуясь, стремится к вершинам человеческого бытия; второе — видит бесконечность и безнадежность, обреченность этого бытия со всеми его благами и возможностями.

Лирическое «Я» ищет в океане людской жизни путь борьбы, измеряя каждый свой шаг и поступок бескомпромиссной правдой. Не случайно порой героиня выступает в трагическом облачении: в театре жизни как на театре войны. Но она не знает поражений — в постоянных поединках с нечистью, в непримиримой схватке со злом.

Размышляя о весомости лирического образа в стихах Унгарсыновой, невольно вспоминаешь абаевское «Я — весь в загадках дух». Сложность образа — в глубине духа, не при нем, а в нем. Только так можно понять, открыть, найти меру познания. Только этим определятся величие тем Любви, Материнства, Подвига, Гражданственности — то, что веками питало поэзию мира, придавало ей красоту и могущество.

В «Откровении» непосредственность чувства, нередко трогательная наивность в его проявлении уступают место зрелым, выстраданным размышлениям о природе женщины. В стихах, как в жизни, весна уступают задумчивой осени — наступила пора отрезвляющей мудрости.

" Чужое горе. Поднимаю груз.

В сраженьях с горем я жила и крепла.

Как женщину мне возродить из пепла —

Бездетную, без мужа и муз?

Эти строки из цикла «Девичья судьба» — как бы осмысление прошлого опыта, ответ бескомпромиссной женщина из «Твоей любви».

«...иного счастья

Не ищи напрасно,

Очаг и колыбель — вот где оно!»

В пору возмужания лирического «Я» так искрится чувство Женщины — Матери. В ней горит таинственный огонь Анны Карениной, блоковской Прекрасной Дамы: это любовь, в которой собраны весь дух человеческий и жажда познания новых горизонтов мира. Убеждаешься, что стихия Ф. Унгарсыновой — в тоске по Подвигу, в коленопреклоненном к нему стремлении.

Для поэтессы нет подвига, стоящего вне человеческого блага. Тут и начало мужественной гражданственности, и залог добрых, каких —то очень женских качеств, и духовного возмужания. Все это проявляется каждым поступком смертного. Раньше поэтесса обращалась к лирическому «Она» на языке любви, надеясь только на силу чувства. В «Откровении» социальный оттенок ее языка острее, весомей. Подвиг побеждает Гордыню:

" Смотри теперь: земля другая, другой небосвод,

И силы иные, правящие ныне.

Вот потому, чтобы познать все вновь,

Нужно мне начать все сначала,

Пылать, мучиться, гореть...«

«Силы» — это не любовь и не мечта. «Силы» — залог и начало борьбы. Во имя чего нужно «пылать», мучиться, гореть?«. Ответы на это глубинах упрямой человеческой природы.

Таковы грани и силуэты поэтической мысли «Откровения». Открывая это для себя, понимаешь: жив поэт — жива боль и радость за человека, жива борьба за честь и правду. И еще — высокая песнь национального духа, лучше образцы истинно народной поэзии. Эта песнь есть гуманистическое сознание, которое беспокоит завтрашнее человечество, в котором живет всепобеждающая борьба во имя добра.

Старший библиотекарь читального зала Тлегенова С.И.